Развитие российского рынка интернет-маркетинга традиционно отстает от западного. В частности, такой современный и удобный инструмент как маркетинговая платформа (сочетающий в себе все традиционные возможности интернет-маркетинга и многократно улучшающий их эффективность) еще только начинает свое победное шествие по российскому интернет-пространству. Впрочем, в России, как и на Западе, его ждут блестящее будущее и признание!
А что такое маркетинговая платформа?
Во время работы над созданием нашей маркетинговой платформы «Лидхит» я часто сталкивался с вопросом: «А что это за сервис? А зачем кому-то пользоваться им, а не обычными SEO, SMM и баннерами?». И каждый раз мне приходилось объяснять людям: «Ну как же! Это же такой удобный и эффективный инструмент интернет-маркетинга! Фактически, впервые на российском рынке в одном месте будут сосредоточены модуль работы с лидами, аналитика сайта, e-mail маркетинг, а также еще много разных дополнительных возможностей и «плюшек»!». Однако пока еще очень часто в глазах наших российских людей встречается непонимание: «Какие такие лиды? Это что, спам?». И возникают прочие подобные вопросы… Даже те люди, которые постоянно работают над своими сайтами, не сразу понимают смысла маркетинговой платформы как актуального инструмента интернет-маректинга (а поняв – становятся их «фанатами»!). И это при том, что полезность и эффективность подобных платформ на Западе уже давно известны и заслужили уважение владельцев веб-сайтов.
Наверное, это всё и подтолкнуло меня к тому, чтобы написать данную статью, описать те грандиозные возможности, которые маркетинговые платформы предоставляют своим пользователям. Однако чтобы сформировать более полное понимание этих вопросов, нам надо коротенечко затронуть эволюцию интернет-маркетинга в целом.
В начале было слово.
Совсем немного теории, чтобы лучше понять практику! Вспомним, что такое интернет-маркетинг и что такое лиды (раз уж мы об этом будем говорить).
Интернет-маркетинг (англ. internet marketing) — это практика использования всех аспектов традиционного маркетинга в Интернете, затрагивающая основные элементы маркетинг-микса: цена, продукт, место продаж и продвижение. Основная цель — получение максимального эффекта от потенциальной аудитории сайта.
Лиды (англ. leads) — это указавшие способы связи потенциальные покупатели товаров или услуг, предложенных на сайте. Более подробно о лидах мы еще поговорим в следующих статьях, здесь же речь будет, в основном, идти об интернет-маркетинге и маркетинговых платформах.
От слов – к делу.
Теперь когда мы узнали вспомнили, что такое интернет-маркетинг, то можно и перейти к тому, как он развивался.
1. Сайт как основа e-commerce
Чтобы продавать какой-либо товар/услугу, нам помимо «товара» («что продаем») нужно место для его продажи («где продаем»). Так одним из доступных и популярных мест продажи становится сайт. При этом на первом этапе развития рынка одного только сайта было вполне достаточно для продаж – кто первым встал того и тапки вышел на рынок, тот и получил преимущество. Но постепенно появляются конкуренты, у которых тоже есть сайт и есть такой же (или подобный) товар. Чтобы получить конкурентное преимущество, владельцы сайтов вынуждены улучшать свою точку продаж (свои сайты). Иными словами, если у тебя сайт лучше всех, то и продажи лучше всех. Так важную роль в продажах товара с сайта начинают играть дизайн и простота использования (usability) сайта. Однако в определенный момент времени уровень качества сайтов в целом выровнялся, и рынку потребовался новый инструмент для увеличения продаж.2. Развитие медийной, баннерной и контекстной рекламы
Новым инструментом стала реклама владельцами своих сайтов: медийная, баннерная и контекстная. Реклама стала приводить на сайт новых людей, и продажи стали увеличиваться. Впрочем, при достижении определенного уровня развития рынка интернет-продаж в «среднем по больнице» все уравнялось, вложения в такую рекламу стали не слишком эффективными: у людей стала развиваться «баннерная слепота», из-за которой роль баннеров и контекстной рекламы стала падать, а привлечение того же числа посетителей становится дороже и дороже. И снова потребовался некий прорыв в продвижении сайтов.3. SEO и SMM – борьба за новый трафик
Как заставить людей приходить на твой сайт, а не сайт конкурентов? Как заставить людей находить твой сайт? Ответ на большинство этих вопросов дала SEO (search engine optimization) - поисковая оптимизация. Раз человек ищет в сети товар с помощью поисковых систем (google.com, yandex.ru, mail.ru, rambler.ru и пр.), то чем выше сайт в ранжировании поисковой выдачи, тем более вероятнее, что человек придёт именно на него. Появились различные модели оптимизации сайтов (так называемые «белая», «серая» и «черная), однако поисковые системы начали бороться с оптимизацией (поскольку она приносила прямой убыток для контекстной рекламы) и на сей день практически вытеснили «черную» и «серую» оптимизацию, а «белая» оптимизация (единственный пока еще допускаемый поисковыми системами вид оптимизации) стала довольно дорогим инструментом (и при этом довольно долгосрочным: чтобы вывести новый сайт по среднечастотным ключам сейчас требуется от полугода, а по высокочастотным - от года и выше). А при этом надо еще учитывать, что нахождение сайта на первом месте в поисковой выдаче не гарантирует необходимую отдачу от вложений в раскрутку сайта! Аналогично развивается продвижение с помощью SMM – продвижения в социальных сетях: на начальном этапе использование данного инструмента дало всплеск увеличения продаж, но постепенно все сайты «выходят» в социальные сети и данный эффект уменьшается. В итоге, рынок опять подошел к новой черте, после которой возникла необходимость в новом развитии.4. Маркетинговая платформа - комплексный инструмент маркетинга
И этим новым витком эволюции стало появление маркетинговых платформ, цель которых - комплексный подход к управлению продажами через сайт. Маркетинговая платформа не отвергает использование иных инструментов, описанных выше, но она добавляет к ним новые возможности, повышающие возможность их использования в комплексе (увеличивая силу каждого из них за счет использования возможностей всех остальных согласно издревле известному лозунгу «в единстве наша сила!»):- «Модуль управления лидами» и «модуль e-mail маркетинга» позволяет увеличить конверсию сайта посетителей в покупатели;
- «Модуль SEO» подскажет, какие ошибки содержит Ваш сайт, которые будут препятствовать продвижению, текущие позиции по продвигаемым ключевым запросам;
- «Модуль статистики и аналитики» покажет общую статистику сайта, количество посетителей по всем каналам вашего трафика, конверсию сайта;
- «Модуль социальных сетей» позволит Вам управлять публикациями в Ваших группах и получать статистику этих публикаций;
- «Модуль оценки эффективности рекламы» поможет вам определить неэффективные и наименее эффективные рекламные кампании, тем самым помогая снизить Ваши расходы.
Ну, и напоследок таблица
Чтобы более показательно отразить сказанное выше, собрал эту информацию и в таблице выделил основные черты каждого этапа развития интернет-маркетинга:
Этап | Цель | Инструмент | Результат |
Этап 1: Появление e-commerce | Продать товар | Создать сайт | Сайты растут как грибы |
Этап 2: Становление e-commerce («эра юзабилити») | Удержать существующих клиентов | Дизайн, usability (простота и удобство использования) | Появляются хорошие, удобные и простые в использовании сайты |
Этап 3: Привлечение трафика | Привлечь новых посетителей на сайт | Медийная, баннерная, контекстная реклама | Стоимость привлечения клиента резко растет, уменьшается эффективность привлечения клиента |
Этап 4: Борьба за новые каналы трафика | Привлечь новых посетителей через новые каналы | SEO, SMM | Трафик на сайт приходит, но продажи зачастую не увеличиваются, вложения не оправдываются. |
Этап 5: Эра эффективности | Увеличение конверсии из посетителей в покупатели, уменьшение количества не целевого трафика и привлечение целевого трафика, оценка своих каналов привлечения трафика. | Маркетинговые платформы | Уменьшение общих затрат, возможность анализа результатов маркетинговых кампаний, повышение конверсии сайта, увеличение прибыли от продаж с сайта |
Николай Никитин